Вчера выступал на круглом столе Международного Культурного Форума, который проходит в г. Ульяновске.
Тема круглого стола была «Информационные технологии в сфере культуры».
Решил внести своё мнение по данному вопросу и подготовил презентацию:
Далее детализирую свою мысль.
Основная проблематика
Как известно, культура в России, и уж тем более в регионах до некоторого времени финансировалась по остаточному принципу. Понять руководство можно — какие театры, когда людям есть нечего. Однако, времена, когда было нечего есть прошли и наступили времена, когда о культуре заговорили. Ульяновск прямо скажем, один из не самых богатых регионов. Три года назад или около того, губернатор начал активно продвигать культуру, как бренд именно Ульяновской области. Продвигаться было не очень трудно, так как никто особо в стране ей не занимался. В итоге, Международный Культурный Форум проходит именно в Ульяновске. Однако, это лирика, перейдем к сути.
Региональная культура обычно(и Ульяновск не исключение) выстроена, как стандартная бюрократическая система. Есть министерство(ведомство, департамент, отдел), которое курирует культуру. И есть подведомственные учреждения культуры(театры, кинотеатры, клубы и т.д.). Подведомственные учреждение оказывают услуги населению(спектакли, кино, выступления), а министерство курирует политику в сфере культуры(формирует различные документы, согласовывает бюджет). В силу того, что бюджет на культуру очень сильно ограничен, хватает только на то, чтобы красить фасады, заправлять картриджи принтеров и платить прямо скажем небольшую зарплату работникам культуры(честь им и слава за их труд).
Ситуацию усугубляется тем, что принцип финансирования культуры никак не стимулирует их работать над количественными и качественными показателями загруженности своих заведением. Простыми словами говоря, им всё равно сколько придёт людей на спектакль, концерт, фильм. Мы уже оплатили их работу из нашего общего кошелька налогоплательщика. Да, вся выручка заведений культуры(в том числе популярных театров) идёт на прямую в бюджет и оттуда не возвращается. Не трудно догадаться, что мало того, что эта система не развивает отношения заведений с народом, система в прямом виде стимулирует укрывание выручки заведениями(не факт, что это происходит, но система это вполне себе стимулирует).
Сложившаяся система и практика подкрепляется управленческим шаблоном правительства — «Давайте создадим подведомственное учреждение, которое будет дешево оказывать нам услуги внутри наших подразделений». Иными словами, давайте будем делать всё сами, внутри. В этом вроде бы нет ничего плохого — экономим деньги, делаем всё сами. Например, ОГУ «Электронный Ульяновск» делает 3D-модели культурных объектов. Минус только в том, что потраченные деньги внутри правительства не создают почву для создания ИТ-компаний в регионе. Да, пусть культура заказала бы 3D-модели Краеведческого Музея у, например MyMedia или у кого-то еще. Да, пусть это было бы чуть дороже(не факт, но пусть). Кроме самих моделей — мы бы получили ИТ-компанию, которая растёт и специализируется на гос.секторе. Эта компания смогла бы продавать эти модели в другие музеи России, например. Аналогично с 3D-ГИС. В регионе есть множество людей, компаний, которые готовы были(и до сих пор готовы) реализовывать гео-проекты. Аналогично и с другими вещами. Сохранение работ внутри себя = не рождение компаний с соответствующей экспертизой внутри региона. В итоге ответ на вопрос «Ну где у нас известные ИТ-компании, которые могут сделать такую штуку? Из кого выбирать?» остаётся «да, есть ребята, которые делали похожие вещи в корпоративном секторе, но опыта работы с гос.сектором они не имеют». И деньги (признаемся, немалые) утекают в Казань, что в целом очень грустно.
Подходы к решению
Основные подходы, который предлагаются к решению:
1. Повернуть свой взгляд на совместные проекты с бизнесом.
Основная идея в том, чтобы дать возможность бизнесу работать с культурой вместе. Долгосрочно. Взаимовыгодно.
Бизнес строит инфраструктуру под культуру, культура встаёт на эту инфраструктуру и работает, решая свои задачи.
Например, есть работающая билетная система. Бизнес готов вложится в автоматизацию культуры, например билетного хозяйства. Бизнес готов купить компьютеры, обучить персонал, заниматься внедрением, отладкой системы. За это бизнес хочет 0 рублей вложений от культуры, и % от выручки. % от выручки кроме того, что культура ничем не рискует, позволяет заинтересовывать бизнес в том, чтобы приводить всё новых и новых людей в учреждения культуры(будь то театры, кинотеатры или музеи). Кроме этого, бизнес заинтересован, чтобы система работала как часы, будет сопровождать её, вкладывать в модернизацию, развивать. Бизнес хочет долгосрочной работы.
2. Перестать боятся передавать мелкие работы региональным ИТ-компаниям.
Многие компании готовы взять внутренние проекты культуры, с возможностью в дальнейшем(когда-нибудь) превращать их в деньги в других органах власти. Понятное желание власти минимизировать риск проектов должно выливаться в совместные предприятия(пусть их будет несколько на одном направлении). Каждому можно дать небольшие контракты, целью которых может быть продукт, который эти предприятия в итоге смогли бы продавать дальше, за территорию Ульяновской области. По-сути, власть таким образом, может превратится в генератор ИТ-продуктов, ИТ-компаний и если это будет так, эти компании будут делать для Ульяновской области внутренние проекты за очень маленькие деньги, либо совсем бесплатно.
3. Использовать готовые площадки для продвижения культуры в массы.
В региональном интернете существует достаточное количество ресурсов, способных помочь в решении задач культуры, таких как продвижение культурных ценностей. Непонятно, почему культура их не использует. Вот есть ресурсы, например, http://ul-people.ru/ http://ul-afisha.ru/ Мы готовы продвигать культурные мероприятия, события, причем нам особо ничего не требуется, поддержите чем можете, контентом, информацией.
А как вы видите взаимодействие культуры и ИТ?