Социальная коммерция. Год после RIW-2012.

В 2012 году выступал на конференции «Russian Internet Week» в секции «Социальная коммерция«, которую вел Илья Болтнев из @Mail.RU Group. Вижу и получают кучу вопросов про социальную коммерцию. Именно поэтому, решил вернутся к своему докладу и в данном посте осветить то, что получилось понять за прошедший год.
social_commerce

Википедия трактует социальную коммерцию, как подвид электронной коммерции, которая предполагает использование социальных средств массовой информации, социальных сетей и интернет-СМИ, которые поддерживают социальные взаимодействия, и пользователей для оказания помощи в онлайн покупке и продаже продуктов и услуг. Другими словами, социальная коммерция — использование социальных сетей в контексте транзакций электронной торговли.

RIW-2012

Напомню, мой доклад назывался «Социальная Коммерция. Взгляд со стороны.» и был про:
1. Платформы, подходы и решения.
a. Как использовать соц.сети?
b. Как люди торгуют социально?
c. Что софтверные компании предлагают?
2. А как у них?
a. Что происходит на западном рынке
b. Основные тренды социальной коммерции.
3. Примеры работы интернет-магазинов в соц.сетях (примеры клиентов)
a. Тематики
b. Оцениваем эффективность
c. Исследуем траффик.
4. Выводы. Роль социальной коммерции в развитии онлайн-бизнеса.
Сам доклад можно посмотреть тут:

Нам (AdvantShop.NET) одними из первых в России удалось оценить и померить качество и количество трафика на приложения интернет-магазинов в социальных сетях(в первую очередь в ВК),что и было изложено в докладе.

E-commerce Day

В целом, надо отметить, что позднее, на E-commerce Day, который мы организовали 25 июля 2013 года, основной вопрос, который задали пользователи при голосовании оказался вопрос именно про коммерцию в социальных сетях. Смотрим опрос.
0634157427e9524e675702d20d2f2675472f0471

Именно поэтому мне показалось важным еще раз коснутся вопроса социальной коммерции и её аспектов.

Классификация.
Фактически, те, с кем я общался, да и сами представители социальных сетей, разбивают социальную коммерцию на два куска:
1. Продажи, которые идут с рекламы в социальных сетях.
2. Использование возможностей самой социальной сети(платформы) для организации витрины и продаж внутри соц.сети.

Пока в России дальше никто не рассуждает, а жаль.

Социальная коммерция, как реклама

Что касается первого момента(соц.сеть, как генератор трафика):
Фактически это означает, что Вы используете социальные сети для привлечения трафика на сайт, где и осуществляются продажи. Социальные сети предлагают огромное количество инструментов по закупке трафика. Вы можете обратиться в агентство, либо пробовать самому управлять рекламой в социальных сетях. Из общения с ВКонтакте узнал много интересного, что ВК будет делать для магазинов.
Основной подход в следующем: социальные сети будут и дальше исследовать социальный профиль потребителя и за счет этого реклама будет всё более таргетированной(направленной на конкретную аудиторию). Приводится пример: «Вы продаёте майки известной группы. Реклама сможет таргетировать на аудиторию любителей такой группы и предлагать им такие майки». В целом, реклама становится умнее, и будет использовать весь массив накапливаемой информации.
Аналогичные инструменты, естественно, разрабатывают и предлагают другие социальные сети, в первую очередь — Одноклассники.

Социальная сеть, как платформа для социальной коммерции

Эта тема оказалась мне ближе именно по причине, того, что AdvantShop.NET одна из немногих платформ, кто развивает именно социальную коммерцию.
Тут стратегии основных российских игроков в социальных сетях разделились.
ВКонтакте в лице Александра Круглова на Ecommerce-Day заявляет, что они(ВК) не видят смысла расширять функционал социальной сети и предоставлять свою платформу, как платформу для организации электронной коммерции.
Одноклассники, как это было известно еще на RIW-2012 разрабатывали своё решение — платформу для создания интернет-магазина в Одноклассниках — http://shops.odnoklassniki.ru/, которую анонсировали совсем недавно(лето 2013).
Оба подхода, по-моему мнению, имеют право на жизнь. VK с его относительно молодой аудиторией оставлять гибкость для любых решений, Odnoklassniki пытаются заработать на аудитории домохозяек и людей в возрасте.

Что со всем этим делать?

Выводы для начинающих и действующих интернет-магазинов у меня такие:
1. Используйте соц.сети, как канал трафика на ваши магазины. Да, люди оттуда покупают.
2. Очевидно, но используйте трафик на группы(сообщества) в соц.сетях, если группы реально интересны и сообщество там есть.
3. Используйте платформы, четко сориентировавшись в аудитории. В VK, если ваш магазин конечно пройдет модерацию, можно получить недорогой трафик (аудитория — люди, которые ищут приложения в ВК), практика показала, что это в основном молодые люди, пришедшие за играми. Соответственно смотри и на аудиторию odnokalssniki.ru/
4. Используйте стандартные уже инструменты социальных сетей для построение коммуникации с клиентом (поддержка, получение обратной связи). Это тоже часть продажи(коммерции).

А Вы используете социальную коммерцию в своих проектах?

Поделиться в соц. сетях