Отчет о Летней городской школе ИТ-проектов 2013

В общем, мы это сделали, мы провели еще одну(уже 3-ю по счету) Летнюю ИТ-школу.

Огромное спасибо ребятам из УлГПУ, без вас бы ничего не был. Пед.университет(ИТ-шники) сделали реально очень хорошие условия, предоставив не только аудиторию, но и нашли микрофоны, звук, сделали нам нормальный wi-fi, сидели с нами до вечера. В общем — очень клёво, спасибо Игорь, Александр и все ребята, которые нам помогали, без Вас ничего бы не получилось.

Также огромное спасибо ребятам из НП. Без Вас бы ничего не было, Павел Макаров, Валерия Полуэктова, Сергей Полуэктов, Николай Фетюхин и другие. Огромный респект Вам.

Огромное спасибо всем участникам, кто не боялся и принял вызов.

Победителями стали две команды:

Команда №6 (Ребята сделали два проекта: Сайт ИТ-движухи Ульяновска и Мобильное приложение).
g2z6y4e_JNQ

Команда №3 (Ребята сделали проект системы учета книг на предприятии).
v6pv1PTW7eA


Все фотки можно глянуть тут:
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.398090816957236.1073741839.305954442837541&type=1

https://www.facebook.com/media/set/?set=a.404216013011383.1073741841.305954442837541&type=1

Сайт самого ивента можно посмотреть тут:
https://sites.google.com/site/summeritc73/

Официальные отчеты/релизы по мероприятию доступны тут:
http://itmcompany.ru/news/summerit
http://itmcompany.ru/news/schoolend
http://np-it.livejournal.com/4333.html

Группа ВК, где освещалась активность команд, их проекты(Технические Задания, Прототипы и т.д.) можно посмотреть тут:
http://vk.com/summerit

В целом очень понравилась, но чтобы передать суть проекта решил скопировать(в том числе, чтобы не потерялось) из группы it_ulsk комментарий/отзыв одного из участника Летней Школы Дмитрия Тараканова(огромное спасибо за развернутый отзыв):

Раз я поучаствовал, то не могу удерживать свой отзыв в себе

Кому лень читать весь текст:
Хочу выразить благодарность организаторам «летней IT-школы».
Мне очень понравился как формат, так и сам эвент далее подробности…

Описание формата мероприятия.
Мероприятие началось 12 августа 2013 (понедельник) и закончилось 24 августа (пятница) — итого формально 12 дней, но первый ознакомительный день можно не учитывать, поэтому у нас было 11 дней/суток. Многие участники во время мероприятия продолжали работать на своих работах и/или заниматься своими каждодневными делами, поэтому нельзя сказать, что мы 11 суток прям трудились не покладая рук. Но все же, надо признать, каждый старался уделить как можно больше внимания своей команде. По крайне мере у нас было именно так.

Мероприятие разделили на 6 встреч (Пн-Ср-Пт, Пн-Ср-Пт), которые проходили в большой лекторной аудитории УлГПУ. И там даже был микрофон, за который мне удалось подержаться. Проектор тоже был. Говорят, даже был фри wifi, но я ходил о своим.

На первую встречу пришло около 50-60 человек, среди которых были представители разных возрастов. Но на последующих встречах остались в основном только молодежь/студенты. Организаторы разбили нас на команды, как мне показалось, в случайном порядке. Каждой команде предстояло разработать и представить свой проект/продукт. Получилось 8-9 команд и в каждой 6-10 человек с совершенно разными специальностями и опытом. Кстати говоря, к концу мероприятия команды _сильно_ поредели, что было вполне предсказуемо.

Далее организаторы рассказали «правила игры», а они примерно такие:
- команда за 11 дней должна сделать конечный продукт. Уровень проработки деталей и уровень сложности конечного продукта были не на столько важны, на сколько важны его законченность и работоспособность.
- как я понял, нельзя было прибегать к помощи извне, хотя это и не оговаривалось. Т.е. нужно было максимально использовать ресурсы команды.
- разработку продукта разбили на 5 этапов с обязательной отчетностью на каждом из этапов: составление ТЗ, разработка дизайна/прототипов, верстка, разработка, тестинг. 5 этапов = 5 встреч через каждые 2 дня.
- судьи-орги оценивали каждый этап отдельно и потом весь проект в целом. Представление этапов обычно было в виде презентаций всей аудитории на проекторе, держа в руках микрофон )

Особых требований какой именно проект/продукт делать не было, но был список заранее подготовленных идей из которых можно было что-то выбрать. И выбор нужно было сделать именно на первой встрече. В процессе выбора как раз все и познакомились внутри команд, определились с ролями, хотениями и умениями. Так получилось, что наши командные навыки лучше всего подходили под разработку веб-сайта/сервиса, да и то…были пробелы по некоторым видам работ.

А далее закипела работа. Все команды/участники работали в основном дома(?), у нас обсуждение было в скайпе. В конце каждого этапа (через день) ходили во все ту же аудиторию УлГТУ презентовать свои результаты, послушать мнения коллег и получить мотивационный пендель от оргов…….(продолжение)

О нашей команде
В нашей команде было 6-7 человек, которые выбрали себе роли:
- Lana Voit , верстальщица
- Ksenia Gamova, маркетолог и идее-генераторша
- Антонина Абросимова, дизайнер
- Лена, моральная поддержка
- Константин Сухоруков , идее-генератор
- Иван Темерёв, капитан команды, менеджер и спикер
- Dmitry Tarakanov, программист, админ, спикер, генератор

Большая часть команды примеряла эти роли либо впервые, либо ролевой опыт был очень небольшой. Но мы как раз за этим и пришли на проект — получить этот опыт.

О нашем проекте
На первой встречи, когда выбирали идею для проекта, на всякий случай мы заявили сразу два проекта — так можно было. Первый проект — «Интернет-Риэлтор» понравился мне и Лене, а второй — «Сервис обучения англ. Языку» — остальным членам команды. Раз мнения разделились, решено было готовить ТЗ на два проекта сразу, а потом выбрать тот, который более перспективен для реализации в отведенный срок.
После презентации 1-го этапа все-таки выбор был сделан в сторону второго проекта, т.к. команда посчитала его более интересным. И тут началось самое интересное и (имхо) ключевое — придумывание сценария, легенды, названия, дизайна, прототипа. Немного мешало навязанное оргами требование делать на этом этапе дизайн, а не продолжать комплексно развивать проект во всех направлениях. Мы решили идти своим путем и продолжили развивать идею будущего продукта во всех направлениях, а не заниматься набором судейских очков…….(продолжение)

Идея проекта.
В идеи проекта, которую мы выбрали из предложенных оргами, изначально было заложено обучение языку через просмотр видео и чтение текста от этого видео. Тут мы даже не думали что-то менять. И наверно это было заимствовано с сайта http://lingualeo.com/ — одного из лидеров среди сервисов обучения английскому языку. Но копировать подчистую их модель было бы неправильно и неинтересно, тем более это учебный проект и нужен был какой-то креатив. Поэтому наш проект мы разнообразили и поменяли некоторые ключевые моменты: на нашем сайт-сервисе можно не только самостоятельно учиться англ. языку, но и учить/помогать другим, т.е. мы ввели роль «учитель», а сервис превратился в _площадку_, на которой встречаются ученики и учителя. Итого вышло три роли: админ сайта, учитель и ученик. Сам процесс обучения основывается на просмотре видео, которое готовят(ищут, пишут текст) и выкладывают учителя, ученики его просматривают, с возможностью занести любое непонятное слово в свой личный словарик. Ученики имеют возможность посмотреть списки видео каждого из учителей и их контактные данные, выбирать/искать видео на основе нескольких классификаторов (уровень сложности, тематика, жанр и тд). В ходе бурных обсуждений концепции было много чего придумано, но у нас была главная цель и требование — сделать работающий продукт, в котором можно нажать кнопку А и произойдет событие Б, поэтому мы ограничились минимальным набором фич.

Выбор названия и домена.
Каких только названий мы только не понапридумали, у меня до сих пор где-то есть списки доменных имен…там штук 50-60 вариантов. Но мне хотелось что-то красивое, оригинальное и как-нибудь необычно Мысли были такие: english teach teacher language learning etc — наши ключевые слова, но надо коротко и в тоже время лаконично, поминающееся. Тут я вспомнил про Сергея Брина, который исказил слово Googol в несуществующее слово Google, а по прошествии нескольких лет весь мир использует новый глагол to_google. Подумалось, а чем мы хуже гугла? Ой Начал комбинировать слова, параллельно просматривая доступность доменов для регистрации и на итог мой пазл сложился в домен: enlanger.com / enlanger.ru По плану/легенде, через сколько-то лет должен появиться глагол to_enlange, а его значение и один из вариантов слогана сайта «прокачай свой английский!». Забавно еще то, что если в несуществующем в природе слове enlange изменить букву n на r, получится вполне популярное и иногда пикантное слово enlarge = «увеличение», т.е. визуально наш enlanger должен восприниматься как «увеличитель», «увеличитель английского». Но все же до сих пор есть сомнения относительно удобности этого enlanger, т.к. в Интернете слишком популярно сочетание «pennis enlargement» и могут быть проблемы с продвижением, либо наоборот сработает как «вирус». Команда поддержала предложенный вариант и мы наконец-то получили название проекта, а то без него было совсем тяжко фантазировать.
Вот еще одна формула: enlanger = en + lang +er = english language teacher
Для учебного проекта вполне сносно.

Реализация идей.
Потом еще 2-3 дня мы выбирали/придумывали дизайн фактически в условиях отсутствия веб-дизайнера.
На этом веселая часть закончилась и началась разработка сайта. К финалу успели реализовать самый минимум: сайт с 3-мя ролями, возможностью добавлять видео с текстом, просматривать его и работать со своим словарем. Даже была попытка претендовать на адаптивность верстки и вроде иногда работает.
Если говорить о законченном продукте, о реализованных моделях/сценариях/механиках, то все очень сыровато и сделана меньшая часть, которую трудно назвать прототипом, а без «поводыря» лучше по сайту и вовсе не ходить, инноваций там 0, умных технологий еще меньше, а за качество реализации должно быть стыдно.
Но тем не менее заявленные фичи работают и мы безумно рады, что смогли это презентовать в финале и занять 3-е место, которое на самом деле должно быть вторым, а лучше первым
Придуманный нами проект теоретически имеет какое-то будущее/развитие. Как минимум прямо здесь и сейчас можно и нужно «отбить» потраченное время: наполнить контентом, сделать seo, поставить контекстную рекламу, подождать…профит! Это тупой способ, но он работает, я 100 раз так делал )
А вот на счет проектов конкурентов у меня большие сомнения, что у них есть будущее. Занявшие первое место проект «игра пятнашки» так и сказали, что этот проект без каких либо дальнейших перспектив……(продолжение)

О мероприятии
Что касается самого эвента, то мне очень понравился формат — 11 дней коллективно прорабатывали проект, начиная от ТЗ, заканчивая PR/маркетинговыми стратегиями. Интересным оказалось то, что у нас(как и у всех) команда получилась «разношерстная»: разный профиль, возраст, опыт, взгляды и тд. Нельзя было отказаться от члена команды и одной из задач была необходимость задействовать всех — и это был один из «вызовов». К примеру, в нашей команде был «программист в виндовсе» (Иван) — для сайтостроительной индустрии такие люди бесполезны(имхо), тем не менее мы разработали для него несколько юз-кейсов и в итоге он был нашим капитаном, спикером, осуществлял общее руководство и координацию.

Еще мои плюсы такого формата: не надо никуда ехать жить в палатки(не люблю), как это было (вроде) на прошлой IT-школе; это не суточный хакатон и можно успеть сделать что-то реально работающее; можно не сильно отрываться от своих текущих дел: семья, работа и тд. (нет, конечно, хакатон тоже ок, но для него имхо нужна опытная команда, если хотим на выходе получить продукт)

О моих мотивах
Я решил принять участие в этом эвенте по следующим причинам:
1) и самое главное: мне была нужна _энергетика_ молодых и малоопытных студентов/начинающих специалистов. Их наивность, дивергентность профессионального мышления и непонимание каких-то глубинных проблем отрасли должно было сгенерировать много сумашедших идей и предложений, часть из которых можно было унести с этого эвента в другие проекты, а также нужно было зарядиться чужой энергией. А сам процесс поиска решений обычно интересен и увлекателен, поэтому мы жили все эти 2 недели в состоянии постоянного мозгового штурма и под конец всего я был как выжатый лимон — непередаваемое ощущение
2) скучно и хотелось разнообразия, профессионального взрыва и разрыва сложивших шаблонов/рутины. Да и времени полно свободного, его надо куда-то деть, захотелось быстрого IT-приключения.
3) в техническом плане у меня были неисследованные дебри, в которые просто так я бы никогда не полез, а тут само собой пришлось этим позаниматься и изучить некоторые техники/системы….а учитывая то, что от меня(как и от каждого) зависел командный успех, то 3 ночки я не спал, ковыряясь в дебрях.

Хантинг
Думал, приду на проект и там орги будут хантить со всех сторон, т.к. это должно было бы быть главной целью проекта. Но нет, орги ни разу никуда не позвали, может лицом/способностями не вышел или еще чего. На сколько знаю, у остальных членов нашей команды похожая ситуация. Но вот интересно другое, хантили вообще посторонние люди, которые «работали» втихоря, в том числе изнутри команды Предложения типа «а сделай нам сайт — заплатим!» поступают до сих пор. Когда же этот рынок визитко-строительства сдохнет, чтоб его. Нет чтобы нормальными вещами заниматься…тратят время на низко-интеллектуальную хрень……..(продолжение)

Критика и пожелания на будущее:
1) вне стен УлГПУ было мало движухи. Т.е. внутри команд, я уверен, работа кипела, но хотелось бы за этим наблюдать со стороны, видеть обсуждения и вопросы, возникающие в других командах, видеть советы/консалтинг организаторов. Это частично было в VK-группе, но как-то совсем уж минимально. Надо активнее втягивать в этот процесс каждую команду и каждого участника. В группе ВКонтакте было 1-2 сообщения в день — скучно, хотелось больше дискурса, споров «за технологии» и тд.
2) Была предоставлена такая возможность: «если надо какой-то команде собраться вместе, мы это организуем». Не знаю, может кто-то и воспользовался этим, но было бы интересней, если бы такая возможность была всегда открыта, а лучше круглосуточно. Т.е. неплохо бы иметь штаб!
3) и все же времени мало. Эти 2 недели и так прошли очень интенсивно, но сделать продукт, готовый к показу…эээ…инвесторам — нереально. Также организаторам должно быть интересно будущее сделанных проектов.
4) Некоторые проекты были бесполезные, либо бесперспективные для выхода на рынок. Например, мобильная игра «пятнашки», которая заняла первое место. Ребята, конечно, молодцы, что научились кодить под мобилы, но кому эта идея нужна кроме них? Они так прямо и сказали, что проект закончен и дальше его развивать никто не будет.
5) разбиение любых проектов на обязательные(!) этапы: ТЗ, дизайн, верстка, разработка, тестинг — это неправильно и губительно для стартаперского мышления. Такой подход присущ всяким веб-студиям, занимающимся клепанием сайтов на заказ = аутсорсинг. У нас же, судя по настрою и посылу со стороны оргов, были скорее продуктовые проекты, нежели аутсорсинг…либо мне это показалось. Нужно дать командам самим выбирать схему планирования работ.
6) хочется больше ощущать продуктового мышления, вместо унылых мыслей пойти сделать очередной сайт очередному клиенту.
7) хочется поменьше фраз наподобие: «php — отличный язык, изучая его перед вами откроются большие перспективы», «CMS Bitrix — это ваше все, изучайте и тоже все откроется». Молодежь ведь поверит. PHP — это поворот НЕ ТУДА, знаю это по себе, т.к. активно программирую на нем с 2003 года.

8 ) Еще хочется упомянуть тот момент, который мне все время не давал покоя — это принцип формирования команд.
С одной стороны, случайный набор участников проекта заставляет решать «человеческие проблемы» и нацелен на прокачку менеджерских скилов, умение находить выходы из любых ситуаций, сосредотачиваться на каких-то потусторонних непрофессиональных проблемах. Мы проект почти не кодили, большую часть времени общались и думали как сделать так, чтобы в финале проект был, и нам за него не было сильно стыдно.
С другой стороны, если позволить комплектовать команды самим командам/капитанам, то можно собрать вполне боеспособную банду, с помощью которой можно много покодить, покачать профессиональные навыки и на выходе, возможно, будет что-то более «фичастое». Но если в этом смысл?

В целом все было круто и я с удовольствием приму участие в следующих подобных проектах….если позовут. Побольше бы таких инициатив и их реализаций в нашем городе

<< КОНЕЦ >>

Мы конечно же примем все замечания и предложения Дмитрия во внимание. Еще раз огромное спасибо за отзыв.

Ложка дёгтя под финиш:

Очень удивила позиция руководства УлГПУ по поводу медийного класса, который нам в итоге не дали. Можно было бы надавить, попробовать договарится, но в принципе, мы поняли, что он нам и не был особо нужен. Удивил сам подход. Позиция была такой «А мне что за это?». Это ответ на социальную активность, на которую ИТ-компании тратят своё время(деньги), развивая среду, в том числе вовлекая тех же студентов УлГПУ. Такой «дальновидный» подход человека, который сидит на ресурсе, который толком-то не используется, мягко говоря удивил. Этот вуз готовит учителей информатики.

Чтоб Вы были в курсе — у УлГПУ есть офигенный медийный класс на 72 компа, который толком не используется, что надеюсь в скором времени изменится(там можно проводить технические мастер-классы высокого уровня), надеюсь получиться договорится провести там мастер-класс на Стачке

Видео медиа-центра УлГПУ:

Поделиться в соц. сетях